Выступления, интервью > Губернатор 

Выступление на августовском областном совещании учителей

Дата: 18.08.2012

Уважаемые участники совещания!

Начинаем пленарное заседание нашего традиционного августовского форума. Надеюсь, он пройдет в конструктивном деловом ключе и станет прологом к успешному новому учебному году.

Коллеги! Думаю, не будет преувеличением сказать, что в современных условиях к проблемам образования, так или иначе, имеет отношение каждый человек. Наверное, именно поэтому в нашу жизнь плотно вошла фраза о том, что лечить и учить умеет каждый. И это лишний раз подчеркивает личную заинтересованность оренбуржцев в успешном развитии образовательной отрасли. В том числе для того, чтобы это развитие обеспечить, сегодня и собралось наше профессиональное сообщество.

Итак, коротко об итогах прошедшего образовательного цикла.

Несомненно, это был период активных шагов по реализации стратегии прорыва Оренбуржья в части развития человеческого потенциала, что собственно и является главной целью образования.

Сегодня система образования области - это 2103 учебных заведения, 428 тысяч учащихся, воспитанников, студентов и около 53 тысяч педагогических работников.

Позитивные изменения происходят на каждой стадии образовательного процесса. Этому способствует тот факт, что инвестиции в образование были и остаются в нашей области приоритетными. За последние три года его финансирование увеличилось с 16,3 до 20 млрд. рублей.

Укрепляется материальная база учебных заведений. Только в 2012 году на капремонт и противоаварийные мероприятия в школах области в областном бюджете предусмотрено 273 миллиона рублей.

Плюс по Соглашению между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Оренбургской области федерального бюджета на модернизацию региональной системы общего образования на капитальный ремонт направлено 127 миллионов рублей, на текущий ремонт – 60 миллионов, на мероприятия по энергосбережению в школах – 6 миллионов.

Большое внимание уделяется обеспечению безопасности образовательных учреждений.

Все школы области снабжены системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения.

Уважаемые коллеги!

Главный социальный итог года – это, несомненно, повышение заработной платы учителям. В настоящее время средняя зарплата педагога области составляет 14 тысяч 300 рублей. С 1 сентября 2012 года, то есть с началом нового учебного года, она будет вновь повышена педагогам школ и детских садов. Таким образом, Правительство области в полной мере выполнит свое обещание и к 1 января 2013 года доведет зарплату учителей до средней по экономике. А это более 17 тысяч рублей.

Весомее в этом году стали и меры материального стимулирования педагогического труда. В 2011 году 250 педагогов области за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения (а это результаты ЕГЭ, олимпиад) получили поощрение в размере от 15 до 30 тысяч рублей каждый.

Третий год на областном августовском совещании 43 учителя, признанные лучшими в своих городах и районах, получают легковые автомобили. И вчера мы вместе порадовались за коллег, которые получили ключи от новых автомобилей за свои успехи и успехи своих учеников в прошедшем учебном году.

Во всех территориях области осуществляются выплаты педагогам за классное руководство и выплаты стимулирующего характера. Учителям, проживающим в сельской местности, компенсируются расходы на оплату коммунальных услуг. На эти цели из областного бюджета ежегодно выделяется более 230 миллионов рублей.

Уважаемые коллеги!

Все вы в курсе, что в июле 2012 года на заседании Президиума Правительства РФ одобрен проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение Государственной Думы.

В законе действительно много новаций.

Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе и вводятся обязательства по созданию условий для их профессиональной деятельности. Это позволяет создать необходимые предпосылки для перехода к «эффективному контракту» с педагогами, когда качественная работа достойно оплачивается.

В Оренбуржье уже задействованы некоторые инновационные механизмы, заложенные в законопроекте. В частности, проводится работа по переводу профессиональных учебных заведений в автономные и бюджетные, что позволяет более эффективно и рачительно распоряжаться имуществом. Снимаются ограничения на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляется право самостоятельно распоряжаться доходами от нее.

Безусловно, реализация законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» потребует каждодневного труда власти и всего педагогического сообщества. И надо быть к этому готовым.

Впрочем, коллеги, к делам сегодняшним. Мы с вами на пороге нового учебного года. И здесь нет мелочей. Важно все – от создания современных, безопасных и комфортных условий для обучения до обеспечения школ компьютерами и лабораториями.

Все ученики должны быть полностью обеспечены учебниками. Во образовательных учреждениях области своевременно должны быть проведены ремонтные работы, решена проблема теплых туалетов.

Обращаю внимание, в первую очередь, глав районов и городов, что отдельные учреждения вызывают особую тревогу. В частности, две школы в Медногорске – школа №6 и Блявинская основная общеобразовательная. Также  Кардаиловская школа Илекского района и Родинская школа Сорочинского района. Здесь график ремонтных работ находится под угрозой срыва, и я обращаюсь к главам муниципалитетов – берите под жесткий личный контроль ход ремонтных работ, чтобы 1 сентября дети пошли в нормальную отремонтированную школу.

В оставшееся до начала учебного года время необходимо сделать все возможное для создания безопасных условий в школах. Говорю это, потому что не везде еще в полном объеме устранены нарушения требований пожарной безопасности на путях эвакуации. Таких учреждений больше ста. 71 из них – в Оренбурге, 11 – в Асекеевском, 12 – в Оренбургском районах. Есть проблемы и в других муниципалитетах.

Есть проблемы и с лицензированием образовательных учреждений, особенно детских садов и учреждений дополнительного образования. Длительное время остаются без лицензий 7 детских садов в областном центре, учреждений в Соль-Илецке и Соль-Илецком районе. И этот перечень можно продолжить. Отсутствие положительных заключений Госпожнадзора и Роспотребнадзора на соответствие требованиям пожарной и санитарной безопасности означает, что в учреждениях не созданы безопасные условия для детей и педагогов, т.е. под угрозой находятся жизнь и здоровье людей.

Другая важнейшая задача органов власти всех уровней – повышение эффективности бюджетных расходов. И здесь огромное поле для деятельности.

Система общего образования области на 80 с лишним процентов состоит из сельских школ, где обучается почти 46 процентов учащихся. Основная причина закрытия общеобразовательных школ – низкое число учащихся на фоне больших расходов на содержание коллективов и зданий.

Лидерами по количеству малокомплектных школ остаются Асекеевский, Грачевский, Пономаревский, Шарлыкский, Северный, Александровский, Гайский и  Ташлинский район. Есть территории, где численность таких школ составляет 80 и более процентов от общей сети общеобразовательных учреждений.

Сумма расходов на одного учащегося в год в разы превышает среднее содержание школьника по области (48 тысяч рублей в год). Например, в Аксютинской средней школе Асекеевского района обучаются 23 ученика, количество штатных единиц – 20, количество педагогических ставок – 11,5, средняя заработная плата учителей – 11 536 рублей, содержание одного ученика составляет без малого 206 тыс. рублей.

В Алексеевской основной школе Пономаревского района обучаются 10 учеников, количество штатных единиц – 14,6, количество педагогических ставок – 7,1, средняя заработная плата учителей – 8 009 рублей, содержание одного ученика составляет свыше 190 тыс. рублей. И такие примеры не единичны.

В последнее время мы более предметно и обдуманно стали заниматься проблемами малокомплектных школ. И все же хочется предостеречь от компанейщины и опрометчивых решений в этом вопросе. Для каждого образовательного учреждения должна быть определена перспектива развития с учетом демографической обстановки, материально-технической базы и кадрового обеспечения.

Считаю важным отметить, что в области последовательно решается проблема нехватки мест в детских садах. В 2011 году благодаря реализации программы по повышению доступности дошкольных услуг создано 3 587 новых мест. Охват детей дошкольным образованием – почти 70 процентов при среднероссийском показателе в 62 процента.

Ведется строительство 6 детских садов. В эксплуатацию будут введены 2 новых детсада на 280 мест в районных центрах Новосергиевка и Саракташ, а также два детских сада после реконструкции в Гае и Новотроицке. В этом году будет создано 2 875 дополнительных мест.

Полностью проблему с доступностью дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет мы планируем решить к 2015 году, то есть на год раньше срока, определенного Указом Президента РФ.

Хотя надо признать, что очередность в детские сады в области по-прежнему высокая. На 1 сентября 2012 года, в очереди будет числиться 20 700 детей, из них в возрасте от 3 до 7 лет – более 6 тысяч. Самое время перейти от слов к делу в вопросе создания частных и семейных детских садов. Прошу считать это поручением Министерству образования области и главам муниципалитетов.

Переходя к другой проблеме, вынужден отметить, что преступность среди несовершеннолетних остается ключевой в вопросе воспитания подрастающего поколения.

Почти 500 преступлений совершены подростками в первом полугодии текущего года. И хотя этот показатель на 9 процентов ниже прошлогоднего, уровень преступности несовершеннолетних остается высоким. Увеличение «школьной» преступности допущено в 17 муниципалитетах области, в том числе наиболее значительное - в Орске  и Сорочинске. Более четверти несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде не учились и не работали.

Причины известны: снижение авторитета семьи и семейных ценностей. Масштабные профилактические акции, операции «Помоги ребенку», «Подросток» и другие не всегда достигают поставленных целей. Не до конца решена проблема детей из семей социального риска, не посещающих школу, не все «трудные» подростки вовлечены в систему дополнительного образования.

Отсюда – рост на 5 процентов числа детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Для того чтобы эффективно противостоять негативному влиянию на детей и молодежь, необходимо шире использовать традиционные, проверенные временем институты воспитания. К ним относится, в частности, военно-патриотическое воспитание. На необходимость его усиления и организации на качественно новом уровне обратил внимание Президент России Владимир Владимирович Путин в своей статье «Гарантии национальной безопасности для России». Он подчеркнул, что нынешние школьники – будущие защитники Отечества – должны поступать на военную службу физически закаленными, владеющими основными навыками работы с компьютерами и информационными технологиями.

На прошлогоднем августовском совещании мы ставили задачу: открыть в каждой средней школе, в училищах начальной и средней профессиональной подготовки кадетские классы. Пока эта задача решается медленно. За год в школах прибавилось лишь 43 класса кадетской направленности. В 21-м муниципальном образовании к этой работе не приступали. Поручение повторяю и ставлю на контроль министерства.

Слишком часто в последнее время наши дети оказываются в крайних психологических состояниях, когда до беды – один шаг. По данным прокуратуры области, в регионе растет количество суицидальных поступков среди детей. За 5 месяцев текущего года зарегистрировано 58 попыток самоубийства, при этом за весь 2012 год – 61 случай. И 12 случаев, увы, закончились смертельным исходом, когда в том же 2011 году мы потеряли таким образом лишь 4 ребенка. И это отдельная тема для применения таланта педагогов – как не допустить, не подтолкнуть, сделать все, чтобы подобное даже в голову не приходило.

Проблемы детства, семьи, образования приобретают сегодня не только демографическое значение. Они становятся важным фактором нашего продвижения вперед. Свидетельством тому является Указ Президента РФ от 1 июля 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Нам необходимо, не откладывая в долгий ящик, детально проработать этот документ и определить меры по его реализации на территории области. В ближайшее время жду от Вас, Вячеслав Александрович, конкретных предложений, в том числе и по составу координационного Совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей, куда должны войти самые известные люди Оренбуржья.

Особо мне хотелось бы остановиться на вопросах антитеррористической безопасности объектов образования. Приграничное положение Оренбуржья заставляет нас с удвоенным вниманием относиться к проблемам безопасности. Безалаберность, халатность, безответственность в этих вопросах могут дорого обойтись.

21 февраля 2012 года сотрудниками Управления ФСБ России по Оренбургской области была проведена проверка эффективности принимаемых мер антитеррористической защищенности, действий персонала по предупреждению терактов и минимизации их последствий в Оренбургском нефтегеологическом техникуме (директор Кубляков). В ходе проверки условным террористам удалось осуществить пронос и закладку в здание техникума, расположенного по адресу проспект Гагарина 15, трех муляжей самодельных взрывных устройств, два из которых в течение продолжительного времени не были выявлены. После учебного минирования объект с массовым пребыванием людей был условно уничтожен. Вот вам и вся эффективность антитеррористических мер!

Случаи нарушения пропускного режима в образовательных учреждениях далеко не единичны, более того, в последнее время они участились. Об этом говорят проверки, проведенные в ряде образовательных учреждений Оренбурга.

Результаты прокурорских проверок показывают, что руководители органов управления образованием, директора образовательных учреждений нередко нарушают порядок распоряжения имуществом, в том числе при передаче в пользование третьим лицам. Помещения образовательных учреждений предоставляются для проведения массовых, в том числе развлекательных мероприятий с употреблением спиртных напитков: свадеб, юбилеев, вечеров. Пора окончательно изживать эту порочную практику.

Уважаемые друзья!

Перечисление проблем и вопросов, которые нам предстоит решать в следующем учебном году и далее, можно продолжать бесконечно. Потому что они также нескончаемы, как и сама жизнь, задающая все новые и новые задачки со многими неизвестными. Какие-то сумеем решить уже сегодня, что-то станет домашним заданием. Пока же наш долг – подойти к новому учебному году в полной готовности, организованно и профессионально. Убежден, что учительству области все это вполне по силам.

И позвольте мне от души поздравить вас, а в вашем лице всех педагогов, преподавателей вузов и колледжей, других работников образования области, с наступающим новым учебным годом. Низкий вам поклон за ваш благородный труд. Счастья, терпения и творческих успехов!

Спасибо за внимание.

версия для печати

статьи