Выступления, интервью > Губернатор 

Выступление на Законодательном Собрании области

Дата: 15.06.2011

Уважаемые депутаты!

Год назад Президент, партия «Единая Россия», депутаты Законодательного собрания, оренбуржцы доверили мне руководить Оренбургской областью. Для меня большая честь и огромная ответственность. И каждый свой рабочий день, каждое принятое решение я подчиняю одной единственной цели – оправдать доверие.

Мое сегодняшнее выступление формально должно было бы стать отчетом Председателя Правительства за 2010 год. Но учитывая всю совокупность обстоятельств и фактически уже состоявшее подведение итогов за календарный год – озвучивать отчетные цифры полугодовой давности не вижу смысла. Поэтому предлагаю вашему вниманию информацию о деятельности Правительства, которое я возглавил ровно год назад – 15 июня 2010 года. Именно эту дату для себя и своих помощников считаю точкой отсчета того, что уже сделано и что еще предстоит.

Коллеги!

Мы вместе прошли этот путь, и вы не хуже меня знаете, что прошедший год стал периодом серьезных испытаний для всего Оренбуржья. Отголоски кризиса, небывалая засуха, жесткая политическая борьба, связанная с выборами. Это был экзамен для власти и бизнеса на умение принимать лучшие из возможных решения в сложных условиях. И Оренбургская область с этой задачей справилась.

Мы не только решали оперативные и самые насущные проблемы, но и определили планы развития области на перспективу. Накануне 2011 года я обратился к главам муниципальных образований, депутатам, представителям общественности с Программой развития области до 2015 года. Это был мой взгляд на приоритеты развития региона. Я сразу тогда заявил, что Стратегия «Оренбуржье-2015» - это не догма, а живой документ, нуждающийся в дополнении, расширении, детализации.

И я благодарен оренбуржцам, которые уже приняли участие в доработке Плана. Более 420 тысяч наших земляков проголосовали за «Народную Стратегию». Их предложения мы учитываем сегодня при составлении планов и программ.

Особо подчеркну, что Оренбуржье идет в авангарде общероссийских политических процессов. Мы определили для себя региональное измерение путинской «Стратегии-2020» и начали им серьезно заниматься раньше большинства регионов.

За прошедший год мы еще больше утвердились в мысли, что преобразования необходимы во всех сферах жизни области. И в первую очередь они нужны власти. Нам с вами надо в корне изменить психологию чиновника, чтобы он четко понимал: это власть служит народу. И никак иначе!

Поэтому задачу повышения качества работы органов исполнительной власти я по-прежнему ставлю во главу угла. Открытость, доступность власти, ее прозрачность, качество оказания услуг, снижение административных барьеров – требования, которые с первых дней ставил перед Правительством.

К сожалению, не все они выполняются. Например, до сих пор Аппаратом губернатора не установлен жесткий контроль над сроками исполнения документов. Все гладко только на бумаге. Да, сегодня создается Электронное правительство, чтобы сделать документооборот в Правительстве более оперативным. Но компьютеры исполнительности не научат. Поэтому Аппарату дано поручение в минимальные сроки исправить ситуацию. Больше предупреждений не будет.

Информационную открытость органов власти, доступность государственных и муниципальных услуг в Оренбургской области обеспечивают в общей сложности почти 60 интернет-ресурсов органов региональной и муниципальных органов власти. Но люди при всех своих современных взглядах ценят не только виртуальную открытость, но и фактическую доступность для диалога, для обсуждения и решения задач.

Поэтому вопрос, почему вы не проводите прием граждан, вызывает у меня недоумение. Ведь я его провожу постоянно! Каждый день. С 7.15 утра лично. Кроме того, я провожу прием по личным вопросам, когда бываю в поездках по области. А также через свой блог. Полгода назад многие восприняли мой шаг, как дань моде. Но жизнь показала, насколько это действенный способ держать руку на пульсе повседневной жизни области.

Такой стиль работы я настоятельно рекомендую членам Правительства и депутатам, некоторые из которых, по отзывам жителей районов, после выборов еще ни разу не были в округах.

Принципам открытости и прозрачности власти полностью соответствуют цели проекта «Гражданский контроль». На начало июня из ящиков, которые установлены во всех территориях, извлечены 370 обращений. В основном это индивидуальные обращения. Но мы создавали этот проект, как антикоррупционный и антибюрократический механизм, с помощью которого сами жители дают сигнал о некачественной работе чиновников. И в трех случаях этот сигнал сработал. Примеры всем известны.

Сегодня мы расширяем рамки «Гражданского контроля». Как внутри системы органов власти, так и в диалоге с общественностью.

Нами уже предпринимаются серьезные меры по активизации профилактики коррупционных и иных правонарушений. В прошлом году выявлено 18 случаев нарушения законодательства о государственной (муниципальной) службе. К дисциплинарной ответственности привлечены 13 человек. И работа по выявлению фактов, бросающих тень на честь мундира, будет продолжена.

Кардинальным образом будет реорганизована система приемных губернатора. Нам нужен постоянный прямой диалог с населением. Побывав во многих районах, имел возможность лично убедиться, что работы с населением в приемных губернатора нет. А профанация мне не нужна. Считаю такое положение дел еще одной существенной недоработкой Аппарата. Будет правильно, если Приемные губернатора возглавят люди, имеющие активную жизненную позицию и желающие работать на благо своего района и нашего Оренбуржья.

Далее.

Качество оказания государственных и муниципальных услуг. Большую роль в решении этого вопроса мы отводим многофункциональным центрам. Их создание позволяет сосредоточить в одном месте весь комплекс государственных услуг. Принцип «одного окна» в итоге позволит сократить количество обращений заявителя за услугой до одного раза.

Уже открыт и работает такой центр в областном центре. В июле откроем МФЦ в Новосергиевском районе. В третьем квартале приступит к работе аналогичный центр в г. Бугуруслане. На очереди – города Бузулук и Орск.

Мы уверенно идем в этом направлении, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся областной многофункциональный центр. Создав его, мы сделали только первый шаг – организовали предоставление услуг в режиме «одной двери». Нужен следующий шаг – переход к «единому окну». Пока, увы, он сильно затруднен – препятствуют нестыковки в федеральном законодательстве и, как следствие, несогласованность в работе федеральных структур.

Финансово-экономический блок Правительства неоднократно участвовал в обсуждениях этого вопроса на уровне Москвы. Подвижки есть, но в ожидании результатов мы сами совершенствуем принципы работы подобных центров. В частности, уже согласовали с кураторами в Министерстве экономического развития вопрос о том, что центр в Новосергиевке будет работать на мобильной основе. Не человек пойдет за услугой, а услуга приедет к нему на дом. Мобильные группы будут выезжать в населенные пункты по согласованному графику. Вопрос отрабатывается с федеральными структурами, согласовываются графики и маршруты.

И это – реальный пример того, что областная власть стремиться лучше служить своему народу.

Не менее важная задача для Правительства – повышение открытости и прозрачности процедуры госзакупок. Качественно и в срок мы выполнили требования федерального министерства – прошли регистрацию, получили электронно-цифровые подписи. Но главное – в диалоге «заказчик-поставщик» нейтрализовали посредников. Сегодня все госзакупки осуществляются только через уполномоченный орган – управление государственных закупок Министерства экономики области. И результаты не заставили себя ждать.

С начала года организовано около 300 таких аукционов, на сумму более 390 млн. рублей. При этом экономия средств составила – свыше 45 млн. рублей. И работа в этом направлении будет продолжена.

Теперь к вопросу о повышении эффективности расходования бюджетных средств.

Первое и главное. Перед Правительством была поставлена принципиально новая задача – расходы бюджета ориентировать на получение конкретного результата. Когда каждый вложенный рубль приносит дивиденды. Не в денежном эквиваленте, а в повышении качества, объема, уровня бюджетных услуг.

Для этого разрабатываются программы – областные, ведомственные. В основе каждой – цель и этапы ее достижения. Программы в области принимали и раньше, но зачастую они больше напоминали прожекты, поскольку практически никогда не совпадали с возможностями бюджета. Невозможно было оценить их эффективность, результаты. На сегодняшний день 85% программ, действующих в области, приведены в четкое соответствие с бюджетом.

Вторым важным мероприятием по повышению эффективности бюджетных расходов является реализации 83-го федерального закона. Сегодня на территории области действуют три методологических центра: в Бузулуке, Оренбурге и в Орске, которые призваны содействовать переводу государственных и муниципальных учреждений в новые правовые формы.

В области 2837 областных и муниципальных учреждений, которые уже определились со своим будущим статусом и при содействии Минфина проходят обучение, готовят документы и пробуют работать в новых условиях. По согласованному плану 7,7% учреждений примут статус казенных, 13,5% - будут автономными, остальные 78,8% станут бюджетными учреждениями нового типа. На сегодняшний день более 30% муниципальных и государственных учреждений завершили переходный период и приступили к работе. Задача остается прежней: несмотря на то, что в целом по стране сроки перевода учреждений в новые формы хозяйствования ограничиваются первым июля 2012 года, в нашей области работа должна быть завершена до 1 января.

Оренбуржье уже наработало определенный имидж, как регион, умеющий выстраивать грамотную финансовую политику, эффективно распоряжаться бюджетными средствами. Наш опыт востребован. Поэтому в сентябре на базе Орска пройдет всероссийская научно-практическая конференция, темой которой станет реализация мероприятий по повышению эффективности бюджетных средств. Уже подано более 150 заявок на участие. Мы поделимся с коллегами из других территорий опытом работы автономных учреждений. Эта форма вызывает самые жаркие споры, но наша область идет по этому пути последовательно и без потрясений.

Уважаемые депутаты!

Говоря о власти, ее эффективности и прозрачности, нельзя не сказать о тех переменах, которые произошли в структуре Правительства области в минувшем году. В частности, расширение списка министерств.

Эта тема, кстати, звучала в том перечне вопросов, который вы передали мне накануне сегодняшнего разговора. Так вот, разделение «сиамских близнецов» в лице минздрава и минсоцразвития иначе как избавлением от обоюдных мучений я назвать не могу. И сегодня все – от сотрудников министерств до руководителей подведомственных учреждений – признают эту меру своевременной и эффективной.

Появление же в структуре областного Правительства министерства лесного хозяйства – это не наша прихоть, а рекомендация федерального центра. Вместе с полномочиями в регионы передана и часть финансирования этой сферы.

Подчеркиваю – увеличения штатной численности госслужащих не произошло. Все реформы проводились за счет внутренних резервов органов исполнительной власти.

Более того, сообщаю вам, что Структура Правительства будет совершенствоваться и дальше. Я оставляю за собой право увеличивать или сокращать количество структурных подразделений. Одного года работы вполне хватило, чтобы понять, где происходят сбои во взаимодействии, специалистов какого плана нам серьезно не хватает.

При этом задачу по сокращению аппарата госслужащих никто не отменял. Даже несмотря на то, что в Оренбургской области самый низкий показатель по численности государственных служащих в органах региональной исполнительной власти. У нас на 10 тысяч жителей приходится всего 7 чиновников областного уровня. Для сравнения: в среднем по России этот показатель равен 13-ти, в ПФО – 12-ти. Меньшей численностью не работает практически ни один регион России, а обязанности у всех одинаковые.

При этом у нас явный перебор с чиновниками муниципального уровня. Здесь мы оказались впереди планеты всей – до 30 чиновников на 10 тысяч населения при среднем показателе по регионам в 25 человек.

Задача о сокращении поставлена Президентом, и мы ее выполним. А то, что не было и нет никакого контроля над раздуванием штатов в муниципалитетах, конкретная недоработка структуры Правительства, которая отвечает за кадровые вопросы.

Подытоживая тему эффективности власти, хотел бы объявить о перезапуске еще одного проекта. Нас часто критикуют, что чиновники многие десятилетия сидят на своих местах, ничем себя не проявляя. Отчасти это справедливо. Поэтому я заявляю, что партийный проект «Кадровый резерв», а также сформированный в 2009 году резерв управленческих кадров, будет пролонгирован в проекте «Кадровый резерв губернатора». Мы как-то скромно сегодня заявляем, что нам нужен приток новых людей. О том, что существуют такие возможности, почти никто не знает.

Поэтому я дал поручение проработать форму анкеты и разместить ее на Интернет-портале, чтобы там можно было оставить свои данные. Сделать это сможет каждый. Разумеется, заявка не дает автоматического права получить должность, но позволит нам иметь представление о кадровом потенциале и постепенно проводить ротацию, так необходимую властным структурам сегодня. Власти нужны новые люди, профессионалы. И я хочу видеть их в своей команде.

Уважаемые коллеги!

Вторым магистральным направлением Стратегии «Оренбуржье-2015», как вы помните, стала тема развития экономики региона. И для реального прорыва в этой области у нас есть все – богатая природными ресурсами земля, уникальный климат, трудолюбивые люди.

Мы и сегодня занимаем неплохие позиции среди регионов России по экономическим показателям. По объему валового регионального продукта на душу населения область занимает 4 место среди субъектов ПФО и 22 место в Российской Федерации. Причем по некоторым экономическим показателям мы стабильно в лидерах. Например, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - у Оренбуржья первое место в ПФО и 4 место в России, а по темпам роста оборота розничной торговли 3 место в ПФО и 18 – в России.

По оценкам экспертов, мы в первой пятерке регионов России, привлекательных для ведения бизнеса. По объемам привлечения иностранных инвестиций Оренбургская область занимает 2-е место в Приволжском федеральном округе и в двадцатке по России. Каждый пятый рубль в бюджете – это результат успешной внешнеэкономической деятельности. У нас высокий рейтинг инвестиционной привлекательности в целом.

И надо всеми доступными методами стараться его усилить. В том числе, представляя потенциал области на самом высоком международном уровне. Буквально месяц назад в Министерстве иностранных дел России с большим успехом прошла презентация Оренбургской области перед руководителями иностранных дипломатических миссий. По итогам мероприятия с семнадцатью странами достигнута договоренность об информационном обмене, ведем переговоры о взаимных визитах и более тесном знакомстве. И меня, честно говоря, удивляет позиция отдельных политиков, которые ставят под сомнение необходимость информационного и презентационного позиционирования региона на общероссийском и международном уровне. Оренбургской области есть, что рассказать о себе и есть, что показать, помимо оренбургской паутинки.

Наши инвестиционные возможности – это наш главный козырь. Эксперты называют Оренбуржье регионом с минимальными инвестиционными рисками. Считаю правильным развивать этот имидж, в дальнейшем активно формируя благоприятный инвестиционный климат в области.

Один из инструментов – предоставление налоговых льгот компаниям. При строгом соблюдении бюджетной, социальной или экономической эффективности. Например, законным правом получать инвестиционную льготу пользуется компания ТНК-ВР. Она составляет порядка 1,8 млрд рублей в год. При этом область получает от этой компании 6 миллиардов рублей налогов. Кроме того, предприятие несет серьезную социальную нагрузку.

А теперь давайте обратимся к беспристрастным цифрам. В 2010 году к нам за получением льготы обратилось 2 крупных кампании. В соседних регионах число таких компаний доходит до 150. Там не боятся делать реверансы в сторону инвесторов, понимая, что в перспективе – это новые доходы в бюджет. У нас же серьезный вопрос превратился в инструмент для зарабатывания политических дивидендов.

Ставлю вас, уважаемые депутаты, в известность, что Правительство проработало вопрос о внесении изменений в регламент предоставления инвестиционной льготы с тем, чтобы упростить процедуру их получения и расширить список возможных претендентов.

В рамках работы по расширению инвестиционных возможностей региона была также создана «Корпорация развития Оренбургской области». Она станет базовым механизмом реализации государственно-частного партнерства. Акционерное общество зарегистрировано, Правительство владеет стопроцентным пакетом акций. Сегодня в рамках уточнения бюджета мы предлагаем увеличить уставный фонд корпорации до 80 миллионов рублей. Идет процесс наполнения активов Корпорации имуществом. Все это даст ей возможность принимать самое деятельное участие в реализации новых проектов.

Кроме того, в текущем году по инициативе Правительства разработаны новые и будут усовершенствованы действующие законы, направленные на привлечение дополнительных финансов в экономику области. Один из них вам предстоит сегодня рассмотреть – это законопроект «О залоговом фонде». Кроме этого, в самом ближайшем будущем необходимо полностью актуализировать закон «Об инвестиционной деятельности в Оренбургской области», который не соответствует потребностями времени. Даю такое поручение экономическому блоку Правительства, а вас, уважаемые депутаты, прошу не оставаться в стороне от этой работы.

Однако сегодня формирование нового инвестиционного облика невозможно без существенных поправок к облику индустриальному. И делать это необходимо через государственно-частное партнерство, которое доказало свою эффективность. Именно эта форма взаимодействия власти и бизнеса способствовала оживлению большинства отраслей промышленности, реализации крупных инвестпроектов.

Уже сейчас определились проекты государственно-частного партнерства, которые можно назвать «точками роста» в формировании нового индустриального облика Оренбургской области. Среди них:

– проект «Сооружение комплекса кислородно-конвертерного цеха на ОАО «Уральская Сталь» по внедрению современных экологически безопасных технологий выплавки стали.

– строительство в Новотроицке нового завода по производству цемента экологичным «сухим способом»;

– крупный инвестиционный проект по созданию современного вагоностроительного и вагоноремонтного производства при участии «Внешэкономбанка»;

– на промплощадке «Орский механический завод» реализуются сразу три проекта с общим объемом инвестиций более 6 миллиардов рублей.

Эти проекта вошли в приоритетный перечень Приволжского федерального округа после защиты в Министерстве регионального развития России и во Внешэкономбанке. Соответственно, могут рассчитывать на поддержку государства. Задача Правительства области – расширить этот почетный список новыми проектами.

Для этого, кстати, не только деньги требуются. Но и свежие идеи. Поэтому в центре внимания Правительства области остается работа оренбургских ученых.

Подготовлена целевая программа «Поддержка научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области». Механизм ее реализации заключается в создании так называемого «инновационного лифта», который позволит оказывать «точечную» целенаправленную поддержку приоритетных инновационных проектов, начиная с научных разработок и заканчивая их коммерциализацией.

Чтобы придать дополнительный стимул научно-исследовательской деятельности, Правительством учреждены гранты за научные разработки, работает программа обеспечения молодых ученых жильем.

8-10 июня в Оренбурге произошло значительное событие в общественной жизни области – состоялся IV Российский Форум «Российским инновациям – российский капитал». Свои разработки и идеи на нем представляла именно молодежь. В итоге в одном месте, всего за два дня – десятки соглашений, сотни установленных контактов, интересное общение. Это и есть вовлечение самых прогрессивных умов в процесс модернизации страны.

Говоря об успехах и пробелах в экономике, невозможно оставить без внимания тему моногородов, которые в период кризиса оказались в наиболее сложном положении. В области у нас таких муниципальных образований семь.

Год назад вновь сформированное Правительство получило этот вопрос в зачаточном состоянии. Финансово-экономическому блоку пришлось начинать буквально с теоретических и методологических уроков для глав территорий. На сегодняшний день уже сформированы комплексные инвестиционные планы развития территорий. Защита проектов Оренбургской области успешно прошла и в Минрегионразвития, и во Внешэкономбанке. И уже в этом году наш регион вошел в федеральную программу развития моногородов сразу двумя территориями – городами Соль-Илецк и Светлый.

Разработаны также инвестиционные программы развития Новотроицка, Кувандыка, Гая, которые предусматривают комплексное развитие территорий с учетом малого и среднего предпринимательства, занятости населения.

Уважаемые депутаты!

2010 год всем нам запомнился событиями минувшего лета, когда в сложнейшей ситуации оказалось наше село. Засуха, какой не было последние лет сорок, лишила селян большей части урожая, поставила под удар зимовку и посевную кампанию 2011 года.

Однако предпринятые Правительством области беспрецедентные меры поддержки села позволили не допустить массового банкротства сельхозорганизаций и фермерских хозяйств. 3 миллиарда рублей безвозмездной помощи было выделено на то, чтобы сохранить скот и нормально провести посевные работы этой весной. Со второй задачей мы справились – весенне-полевые работы завершены в срок. Посевная площадь в текущем году составила 4,1 млн. гектаров. Это на 100 тысяч гектаров больше, чем в прошлом году.

А сохранить поголовье не удалось. Это стало предметом критики со стороны федерального министерства сельского хозяйства и поводом для недополучения федеральных средств. Считаю, что есть в этом существенные недоработки минсельхоза области.

В этом году работа по взаимодействию с федеральным центром была усилена. Правительством области уже в феврале подписаны соглашения с Минсельхозом России на предоставление из федерального бюджета субсидий. В частности, на поддержку сельскохозяйственного производства и выполнение мероприятий по программе «Социальное развитие села» будет выделено более 1 миллиарда 200 млн рублей.

Возвращаясь к весенней посевной, должен сказать, что задолго до начала работ Правительством области было заключено соглашение с ОАО НК «Русс Нефть» о поставке по льготным ценам нефтепродуктов для агропромышленного комплекса. На весь период полевых работ в 2011 году.

Проведена также масштабная работа с кредитными организациями, что позволило привлечь под весенний сев 2,5 млрд. рублей кредитов. Из государственного интервенционного фонда хозяйства получили 34 тыс. тонн фуражного зерна по сниженным ценам. Обязательства областного бюджета перед АПК выполняются полностью.

Продолжается работа по социальному развитию села. Общий объем финансирования составит в этом году 1,5 млрд. рублей, в т.ч. из областного бюджета 761 миллион.

Зная, насколько востребована в сельских районах программа «Сельский дом», хотел бы обнадежить оренбуржцев – она будет не только продолжена, но и расширена. Думаю, сегодня при уточнении бюджета мы с вами согласуем передачу в уставный капитал ОАО «Сельский дом» еще 200 миллионов рублей. Это позволит увеличить объем ввода жилья на селе до 150 тысяч квадратных метров и почти 2 тысячи семей справят новоселье.

Большую роль в решении задач развития экономики играет развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня эту сферу в Оренбуржье представляют более 15 тысяч малых предприятий, 263 средних предприятия, более 6 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств; свыше 62 тысяч индивидуальных предпринимателей. В ней занята почти треть экономически активного населения области.

В прошедшем году субъектам малого и среднего бизнеса была оказана государственная поддержка в сумме 257 млн. рублей. Эти средства были направлены на гранды начинающим предпринимателям, субсидирование процентных ставок по договорам лизинга и кредитам, предоставление микрозаймов и по другим направлениям.

Перед нами стоит задача расширить диапазон мер господдержки малого и среднего бизнеса. Начиная с этого года, ему будет дополнительно оказана поддержка по шести новым направлениям – содействие развитию лизинга оборудования, поддержка начинающих малых инновационных компаний, создание регионального портала малого и среднего бизнеса, содействие развитию молодежного предпринимательства.

Уважаемые коллеги!

Есть у нас в активе еще одно направление развития экономики, которое пока не получило должного развития. Многие годы областные власти недостаточно внимания уделяли индустрии туризма.

Мы начали планомерную работу по развитию этой отрасли. Принята областная целевая программа «Развитие туризма в Оренбургской области на 2011-2016 годы». Образован Координационный Совет по развитию туризма в Оренбургской области. Не заставили себя ждать и первые успехи. Разработан и подготовлен информационно-презентационный материал по «Кувандыкской горнолыжной базе» и «Соль-Илецкому оздоровительному комплексу». Его успешно представили на межрегиональной конференции «Байкальск – новые туристские возможности моногородов».

Подготовлена документация для включения объектов туристской инфраструктуры Оренбургской области в концепцию Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации до 16-го года».

Эти и другие мероприятия программы позволят нам сдвинуть с «мертвой точки» вопрос развития туризма в Оренбургской области.

Однако развитие области, ее мощный, заметный рывок вперед, невозможен без создания и развития современной инфраструктуры – хороших дорог, доступного жилья, современной коммунальной сферы.

Напомню вам, что в 2010 году на ремонт и строительство дорог из областного бюджета было направлено 2,6 млрд. рублей. Субсидии из федерального бюджета область не получала.

В этом году поставлена задача существенно увеличить финансирование отрасли. В реконструкцию и развитие дорожной сети области в 2011 году Правительство намерено привлечь почти 4 с половиной миллиарда рублей! Это и средства областного бюджета, которые сегодня вам предстоит уточнять. И федеральное финансирование, над привлечением которого профильное министерство активно работает.

Будучи седьмыми в России по протяженности дорог, мы должны стать первыми по качеству их покрытия. Это моя принципиальная позиция, поскольку дороги – это всегда движение вперед, это развитие. Которое сегодня нам крайне необходимо.

Одновременно продолжаем на федеральном уровне отстаивать право на максимальный проход по территории Оренбургской области международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Этот проект даст мощный стимул не только международному сотрудничеству региона, но и развитию его инфраструктуры.

Отдельно хотел бы остановиться на теме жилищного строительства. Эта отрасль находятся на пересечении вопросов экономического развития и социальной политики. Именно она является критерием оценки уровня жизни в регионе. И пока, увы, это не самая сильная наша сторона.

В 2010 году строительный комплекс области продолжал испытывать последствия мирового кризиса, которые в значительной мере сказались на жилищном строительстве. Произошло резкое, почти в 1,3 раза к уровню 2009 года, снижение объемов жилищного строительства.

Основная причина – снижение покупательской активности в период кризиса и уход с рынка жилья покупателя, который инвестировал в недвижимость свободные средства. Так было в 2005–2008 годах, когда мы, собственно, и наблюдали строительный бум. Сегодня в основном приходит покупатель, который берет квартиру, чтобы действительно в ней жить. И испытывает при этом вполне понятные трудности – нехватку средств, проблемы с получением кредита и так далее. Ему мы и должны помочь, чтобы в итоге – оживить жилищное строительство, увеличить объем сдаваемых квадратных метров.

Первый шаг в этом направлении уже сделан. В марте этого года Правительством области утверждена целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2011–2015 годах». В соответствии с ней в текущем году планируем завершить работы по утверждению схем территориального планирования районов и генеральных планов райцентров; определиться с перспективными участками жилищной застройки с учетом спроса и возможности обеспечения их необходимой инфраструктурой. Это рутинная работа, но без нее невозможно строить планы на будущее.

Также будет продолжена работа с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. Неплохие объемы средств удалось привлечь из федерального центра: порядка 380 миллионов на программу переселения и более 140 миллионов – на капремонт жилищного фонда.

Это один из этапов выполнения генеральной задачи – завершить год убедительными показателями по количеству нового жилья и сдать не менее 750 тысяч квадратных метров.

Для этого Правительством разработан механизм бюджетного стимулирования первичного рынка жилья через ипотеку: предоставление социальных выплат гражданам на первоначальный взнос, рефинансирование льготных жилищных кредитов. Объем средств по этому направлению в 2011 году увеличен почти в 2 раза и составляет порядка 1,2 миллиарда рублей. Социальная ипотека будет выдаваться на максимально льготных условиях – 2-3% годовых. Ежегодные платежи не включают в себя комиссию за обслуживание банковского счета и страхование имущества. Это как раз те меры, которые повысят экономическую и в разы – социальную эффективность бюджетных инвестиций.

Уважаемые депутаты!

Думаю, вы поддержите мысль о том, что вся эта работа проводится с одной единственной целью – сделать жизнь в нашей области более комфортной и привлекательной для каждого оренбуржца. Лично я в этом искренне убежден. Поэтому главным содержанием работы власти любого уровня вижу создание условий для развития человеческого потенциала.

Иметь хорошую работу и свое жилье, получать современное образование и качественную медицинскую помощь, заниматься спортом и с комфортом проводить свободное время, получать социальные гарантии от государства и многое-многое другое, что включает в себя понятие «регион, привлекательный для жизни». Оренбуржье должно быть таким в полной мере.

Многое для этого уже сделано. Но еще больше – предстоит.

Медицина. Каждый четвертый рубль консолидированного бюджета Оренбургской области в 2010 году направлен в здравоохранение. Правительство в полном объеме профинансировало работу учреждений, обеспечило медикаментами льготные категории, приобрело современное медицинское оборудование.

Более 1 млрд. рублей было направлено на оказание высокотехнологичных видов помощи. За прошлый год ее получили более 20 тысяч жителей области.

В 2010 году Оренбургская область вошла в федеральную программу «Качество жизни. Здоровье». Этому предшествовала огромная работа по сбору информации и подготовке документов, которую предстояло сделать в кратчайшие сроки. Итог – из федерального бюджета область получила более 5 миллиардов рублей. Программа предполагает развертывание 19 межмуниципальных центров на базе действующих ЛПУ, которые будут модернизированы. Предстоит внедрение электронных карт пациентов. Дооснащение рабочих мест врачей компьютерной техникой, их подключение к высокоскоростным каналам связи.

Еще почти 4 миллиарда рублей будет инвестировано в медицину из средств областного бюджета. В том числе 300 миллионов по ведомственной программе модернизации здравоохранения, которую Правительство области разработало по своей инициативе. Это деньги на ремонт и модернизацию учреждений, не попавших в федеральную программу.

Неоднозначную реакцию вызывает сегодня оптимизация областного здравоохранения. Но я бы хотел напомнить критикам программы, которые пытаются делать на этом политические дивиденды: не все болезни лечатся аспирином! Медицинские стандарты сегодня жесткие, уровень здравоохранения шагнул далеко вперед. Получать медицинскую помощь люди должны в современных больницах, от квалифицированных врачей и на хорошем оборудовании. А первую помощь по-прежнему будут оказывать ФАПы, сельские больницы, но в режиме посещений и дневного стационара. Для этого мы продолжаем сохранять и поддерживать большинство таких учреждений.

Впрочем, оборудование, стены, методики – ничто без людей, без их отношения к профессии, без желания помочь сохранить главную ценность человека – его здоровье. Поэтому особое внимание мы уделяем созданию условий для работы врачей и, в частности, повышению их заработной платы. К 2013 году у специалистов межмуниципальных центров за счет внедрения стандартов зарплата возрастет в 1,6 раза. Работникам амбулаторной службы по 30 специальностям, только за счет федеральных субсидий, будут обеспечены надбавки в сумме 5300 рублей у врачей и 2600 рублей у средних медицинских работников. И работа в этом направлении однозначно будет продолжаться.

Причем не только в здравоохранении, но и в целом в бюджетной сфере, где с 1 января на 2011 года уже увеличены должностные оклады работникам областных и муниципальных учреждений на 6,5 процента. В консолидированном бюджете области на эти цели предусмотрено 1,2 млрд. рублей. Причем в Оренбуржье зарплату бюджетникам повысили на полгода раньше, чем в целом по стране.

Следующий шаг – повышение зарплаты школьных учителей уже с 1 сентября текущего года. Сегодня при уточнении бюджета вам предстоит утвердить ассигнования в размере 419 млн рублей на эти цели.

Должен отметить, что образование – одна из самых емких отраслей в социальной сфере. В области 2 147 образовательных учреждений, 422,5 тысяч учащихся, воспитанников и студентов, около 47 тысяч педагогических работников.

Развитию отрасли в 2010 году способствовала реализация 10 областных целевых программ. Их суммарное финансирование составило порядка 135 миллионов рублей. Да, это не велики суммы, но поскольку в основе расходов лежит конкретная программа, то можно быть уверенным, что каждый вложенный рубль работает на результат.

В то же время расходы на ремонт, реконструкцию и строительство образовательных учреждений значительно увеличились. За счет различных источников финансирования в 2010 году введено в эксплуатацию 6 объектов образования. В том числе 4 школы на 1068 учебных мест. В этом году за счет средств областного бюджета ведется строительство 8-ми детских садов и 4-х школ.

Но наряду с этим имеет место и другой – гораздо более болезненный процесс – оптимизация школьного образования. Начат он не сегодня, и даже не год назад, и идет, конечно, не просто. В прошлом году было сокращено 35 малокомплектных школ. Знаю, как спекулятивно разыгрывают эту карту отдельные политики, но я со всей прямотой говорю оренбуржцам – это не политическая проблема! Это вопрос качества образования, вопрос результатов образовательного процесса и в конечном итоге – будущего наших детей. В современном мире не позволительно иметь поверхностные знания.

Кто из здесь присутствующих хотел бы, чтобы английский язык или географию его ребенку преподавал учитель физкультуры. Нет желающих? А у нас в малых селах такое случается. Поэтому заявляю прямо: отнимать у детей возможность получить полноценное образование – это безнравственно!

И сообщения в СМИ о том, что в этом году планируется сокращение 70-ти школ, как минимум, недостоверны. Более того, еще в начале года я собственным решением приостановил работу по подготовке к закрытию ряда учреждений. Эти планы были написаны давно и, на мой взгляд, нуждаются в корректировке и более взвешенном подходе. В этом году, если и будут сокращаться малокомплектные школы, то только по итогам серьезной проработки, по согласованию с родителями. И с обязательной увязкой наших планов по ремонту дорог и обязательному обеспечению районов комфортабельными автобусами для перевозки детей.

Практика такая уже существует. Сегодня более 9 тысяч учащихся из малых сел доставляют 400 школьных автобусов. 38 автобусов было приобретено в прошлом году. В этом году мы ожидаем еще 40.

Более комплексно, чем это делалось ранее, мы подошли к обеспечению летнего отдыха и оздоровления детей. Проведена полная ревизия загородных лагерей. Картина сложилась неоднозначная. С одной стороны – сеть учреждений сохранена, с другой – находится в состоянии от «терпимого» до «очень плохого». Оперативно были выделены дополнительные средства в размере 100 миллионов рублей на приведение лагерей в приемлемое состояние. В итоге организованными формами отдыха в этом году будет охвачено 96% школьников. Следующий шаг – финансирование разработанной Министерством соцразвития программы развития сети детских загородных лагерей. Откладывать дальше нельзя.

Помимо этого, Правительство области поставило перед собой задачу создать в регионе первый полноценный учебно-оздоровительный центр для круглогодичного отдыха и оздоровления детей без отрыва от учебного процесса.

Для этого в собственность Оренбургской области приобретен недостроенный комплекс в поселке Ташла Тюльганского района. Уникальное по своей красоте и первозданной чистоте место. Уверен, этот центр станет гордостью Оренбуржья и послужит нашим детям.

Другая недетская проблема, за решение которой новый состав Правительства области взялся с первых дней работы – нехватка детских садов. Мы первыми в России сформировали собственную программу развития сети дошкольных учреждений и представили ее в Правительство России. Нас заверили, что при составлении федеральной целевой программы этот факт будет учтен. Условия софинансирования предполагают, что регион за свой счет решает проблему одной тысячи мест в детских садах. Мы уже в этом году, заложив в бюджете более 300 миллионов рублей, перевыполняем задачу и открываем 2500 мест в построенных, отремонтированных, оптимизированных детских садах.

Кроме того, в систему дошкольного образования возвращено 10 детских садов в Оренбурге, Орске, Грачевском, Новосергиевском, Сакмарском и Саракташском районах. Все они нуждаются в реконструкции, ремонтах, поскольку долгое время использовались не по назначению. Будем изыскивать на это средства. Также в 2011 году планируем сдать в эксплуатацию 4 новых детских сада, возвратить в систему дошкольного образования 18 зданий. И в будущем темпы решения проблемы снижать не намерены!

Мы также готовы поддержать и выстроить систему частных детских садов. Но столкнулись с отсутствием федеральной правовой базы. Думаю, что ЗС должно поставить этот вопрос перед коллегами из Госдумы, разработать областной закон.

Продолжая детскую тему, хотел бы перейти к вопросам демографии. Здесь у нас сохраняются положительные тенденции: растет рождаемость, уменьшилась естественная убыль населения, возросла продолжительность жизни.

Крупным достижением региона считаю внедрение высокотехнологичных методов вспомогательных репродуктивных технологий. В рамках этой программы проведены тысячи операций. Главное, что процент желанных беременностей в нашей области выше среднего российского показателя. Неуклонно растет количество семей, в которых рождаются третьи дети, причем после большого перерыва, когда старшие уже подрастают и уходят в самостоятельную жизнь. Врачи с настороженностью воспринимают эту тенденцию, но, я думаю, вы со мной согласитесь, что дети – это всегда хорошо. В любом возрасте и в любом количестве.

Правительство всячески стремиться поддержать семьи, которые принимают решение о третьем, четвертом, пятом ребенке. Рассчитываю, что законопроект о бесплатном выделении земли таким семьям найдет сегодня поддержку у депутатов Заксобрания. В среднем в год на свет появляются около 3300 малышей, родители которых смогут претендовать на получение бесплатной земли. Надеюсь, их станет еще больше. По крайней мере, земли у нас достаточно.

100 тысяч рублей скоро будут получать оренбуржцы за рождение третьего и последующего ребенка. Первое чтение законопроект прошел, сегодня решающий день. Распространяться он будет на все семьи, где ребенок появился после 1 января 2011 года. Дополнительные расходы из областного бюджета на эти цели только в 2011 году составят более 300 млн. рублей.

Правительство области продолжает выполнять свои обязательства перед детьми, которые остались без родителей. На обеспечение жильем детей-сирот из бюджета области также предполагается потратить без малого 300 миллионов рублей.

Кроме того, на очередное заседание Законодательного Собрания Правительство области вышло с предложением с 1 июля более чем в 2 раза увеличить размер ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей. Также предложено увеличить размер ежемесячных выплат ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным гражданам, пострадавшим от политических репрессий. Сегодня также выходим к вам с предложением расширить круг лиц имеющих право на получение звания «Ветеран труда Оренбургской области» и, как следствие, на соответствующие льготы. Для этого законом должен быть на два года снижен возрастной ценз, дающий право получать такое звание.

Надеюсь, на депутатский корпус в скорейшем решении этих вопросов.

Говоря о качестве жизни и инвестициях в человека, невозможно обойти вниманием тему здорового образа жизни. Тем более что она была заявлена ключевой в Стратегии прорыва до 2015 года. И это не случайно. Не будет прогресса в обществе, где царят пассивность и инертность.

У нас неплохие достижения в массовом спорте. Каждый пятый оренубржец сегодня регулярно занимается физкультурой и спортом. Физкультурные комплексы, бассейны, стадионы построены в каждом районе области.

Все это хорошо, но недостаточно. Сегодня мы поставили и решаем большую задачу: к 2015 году привлечь к регулярным занятиям физкультурой и спортом каждого третьего жителя области, а среди детей – каждого второго. Минимум!

Пока не сформировалась до конца идея, но хотел бы предложить поразмышлять тем, чтобы сделать тему здорового образа жизни – главной региональной идеей в сфере социальной политики. По сути, она давно озвучена и заключается в словах: здоровая нация – сильная страна! Материальная база для этого в нашей области есть. Конечно, ее надо совершенствовать, но основа создана. Сегодня нужна действенная пропаганда, усилия педагогов, тренеров в работе с учениками и родителями, твердая решимость заполнить пустующие залы ФОКов, интересные акции по образу и подобию той, что проводилась 1 июня. А главное – элементарное желание двигаться. Двигаться вперед!

Поручаю Правительству области продумать, что предпримет исполнительная власть в этом отношении. Надеюсь, уважаемые депутаты, вы также не останетесь в стороне от обсуждения.

В тоже время Правительство Оренбургской области полностью отдает себе отчет в том, что любые благие намерения по пропаганде здорового образа жизни сойдут на нет, если не будет здоровой среды обитания человека. Вопросы экологии для нашего региона пока остаются острыми. И в первую очередь, для восточного Оренбуржья, где сконцентрировано 80% всех промышленных предприятий области. Практически на всех предприятиях-загрязнителях сегодня ведутся масштабные работы по модернизации оборудования. Такие мероприятия проводит «Уральская сталь», «Южуралникелькомбинат», «Орскнефтеоргсинтез» и другие. Строятся очистные сооружения, ведется рекультивация. На эти цели предприятиями в 2010 году было направлено около 4 млрд. рублей.

С этого года утверждена областная программа «Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2011-2015 годах». Работает программа «Отходы» на 2011-2016 годы. Были сформированы и направлены в Минприроды России предложения для участия области в Федеральной целевой программе «Экологическая безопасность России».

Качество питьевой водой является для Правительства одной из приоритетных задач. В 2010 году на реализацию ОЦП «Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2003-2010гг» было направлено почти 480 миллионов рублей. Из них около 240 млн. рублей из областного бюджета. Почти 200 млн. рублей привлечено из внебюджетных источников.

В 2011 году мы эту работу продолжим. Остроту проблемы, особенно в восточном Оренбуржье, надо снимать. Я уже поставил задачу Правительству увеличить финансирование на эти цели.

На моем личном контроле так же находится вопрос по строительству мусороперерабатывающих заводов. Пока предложения инвесторов нас не совсем устраивают, так как ведут к увеличению тарифа. Решать проблему за счет оренбуржцев я отказываюсь. Так что ищем и активно прорабатываем новые варианты.

И в завершении экологический темы хотел бы с удовлетворением отметить, что проект, призванный привлечь каждого жителя области к решению проблем окружающей среды, с успехом стартовал этой весной. Благодарю всех, в том числе и депутатов Законодательного Собрания, кто поддержал и принял участие в проекте «Миллион деревьев». Этой весной на просторах Оренбуржья высажены сотни тысяч молодых деревьев. Погода благоволит, специалисты говорят, что приживаемость будет хорошей.

Но мы пошли дальше и поставили себе задачу за ближайшие годы высадить, минимум, 5 миллионов деревьев. Уверен, это будет наш с вами заметный вклад в экологию и в красоту нашего родного края.

Уважаемые коллеги!

Буду подводить итоги. Сегодня я поделился с вами собственными оценками этого сложного для всех нас года. Рассказал и о некоторых планах на будущее. Быть первыми и быть лучшими, на мой взгляд, достойная цель для нашего региона! Предлагаю вместе работать над претворением этих планов в жизнь.

Но хотел бы подчеркнуть: вместе – совсем не означает подменяя друг друга. Каждый должен заниматься своим делом. Законодательная власть – готовить правовую основу для реализации смелых идей, исполнительная – собственно, их реализовывать.

В вопросах законотворчества сегодня большой простор для деятельности. Нам, например, нужна работоспособная правовая основа для создания частных садов и частных школ. Надо выходить на Госдуму с инициативой скорейшего разрешения вопроса о взаимодействии федеральных структур в рамках многофункциональных центров. В докладе я делал акцент на ревизии законов, направленных на расширение инвестиционных возможностей нашей области. Это тоже вопрос первого порядка.

Вы, например, спрашиваете меня, что делается для борьбы с открытым распространением порнографии на телеэкранах. При этом не хуже меня знаете, насколько либерально трактует эту проблему федеральный закон. Отсюда у меня встречный вопрос: а почему Оренбургской области до сих пор нет в списке регионов, которые инициировали бы ужесточение федерального закона? А пока это не сделано, мы можем только возмущаться и задавать друг другу вопросы.

В связи с этим предложение: не откладывая в долгий ящик, встретиться, может быть, в более узком составе – руководители законодательного собрания и фракций – и наметить план первоочередных законодательных инициатив. Надеюсь, в предложениях фракции Партии ЕДИНАЯ РОССИЯ увидеть и свои инициативы, озвученные озвучены еще полгода назад «Стратегии – 2015».

Скажу прямо, иногда у меня создается впечатление, что кое-кто из сидящих здесь депутатов еще не остыл после предвыборной горячки. А между тем выборы давно позади, политическая система области сформировалась на ближайшие пять лет. Пришла пора заняться своей непосредственной работой, которую за нас с вами никто не сделает.

Думаю, это понятно каждому. И давайте уже начнем судить о патриотизме не по количеству слов, сказанных с экранов телевидения. А по количеству дел, сделанных на благо оренбуржцев и Оренбуржья. Считайте это и просьбой, и поручением, и призывом к конструктивному диалогу и сотрудничеству.

Я благодарю вас за внимание!


Отчет о деятельности Правительства области за 2010 год (doc, 120 Кб)

версия для печати

статьи