Официальная хроника 

В Правительстве области прошло заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства

Вчера губернатор Юрий Берг провел совместное заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Оренбургской области и общественного Совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуроре Оренбургской области.

Участие в нем приняли: прокурор Оренбургской области Игорь Ткачев, вице-губернатор – заместитель председателя Правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон, президент Торгово-промышленной палаты Оренбуржья Виктор Сытежев, начальник Главного управления Банка России по Оренбургской области Александр Стахнюк, депутаты ЗС области, предприниматели.

Обсуждалось улучшение ведения предпринимательской деятельности за счёт оптимизации процедур получения разрешений на строительство в Оренбургской области и итоги реализации программы микрофинансирования в Оренбургской области за 2012-2014 гг.

Выступая по первому вопросу, Юрий Берг отметил, что за истекшие 9 месяцев уже просматривается негативная тенденция в сфере предпринимательства области: количество малых и средних предприятий сократилось примерно на 3% к аналогичному периоду прошлого года, а численность занятых на этих предприятиях снизилась более чем на 10 %. Тем не менее, оборот малых и средних предприятий области за 9 месяцев года составил более 130 миллиардов рублей и вырос почти на 10 % к прошлому году.

За этот же период общий объём инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий составил 10,7 миллиарда рублей (прирост – 10,7 %).

Выросли и поступления по налогам: за  январь - октябрь они составили 2,3 миллиарда рублей.

Глава региона призвал всерьез задуматься о сохранении этих параметров. По его мнению, развитие сектора малого и среднего предпринимательства в Оренбуржье, наряду с недостаточными темпами роста добавленной стоимости по сравнению с крупными предприятиями, в настоящее время также сдерживается рядом проблем, обозначенных в качестве наиболее значимых самими предпринимателями.

Так, несмотря на то, что все регионы Российской Федерации находятся в едином правовом поле, эффективность административных процедур в них различается. Юрий Берг призвал ориентироваться на регионы-лидеры. В первую очередь, это касается эффективности процедуры выдачи разрешений на строительство.

Так, например, в Москве 7 процедур в сфере строительства переведены в электронный вид, все услуги сведены в один онлайн «кабинет застройщика».

В Свердловской области принят закон, определивший случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.

- С целью дальнейшего сокращения сроков выдачи разрешений на строительство в области требуется актуализация соответствующей градостроительной документации; необходимо завершение работ по утверждению документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, налаживание работы с федеральными и муниципальными органами власти, - сказал губернатор.

Основные проблемы, связанные с получением разрешений на строительство и оформлением соответствующей документации назвал в своем выступлении начальник управления по архитектуре и градостроительству министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области Алексей Кузьмин.

Заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области по развитию инвестиционной деятельности и предпринимательству Наталья Струнцова проинформировала присутствующих о том, что в Оренбургской области действуют 57 микрофинансовых организаций, зарегистрированных в реестре. Субсидии им предоставляются в рамках реализации Постановления Правительства Оренбургской области «О порядке предоставления из областного бюджета микрофинансовым организациям субсидий на выделение микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Оренбургской области». В документе прописаны цели, условия и порядок проведения конкурса.

Также определены условия предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства:

-сумма займа не должна превышать 1 млн. руб.;

-срок предоставления займа не должен превышать 12 месяцев;

-процентная ставка не должна превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату заключения договора займа.

И самое главное, механизм отбора и условия предоставления микрозаймов для субъектов малого и среднего предпринимательства должны соответствовать требованиям, предъявляемым Минэкономразвития РФ.

- Таким образом, основным преимуществом получения займов в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства перед кредитными продуктами банков является их стоимость, т.е. процентная ставка за пользование займом, - сказала Наталья Струнцова. - Сегодня она составляет 8,25 процента, о наличии банковских кредитов с сопоставимыми процентными ставками мне не известно. При этом отсутствуют какие-либо дополнительные платежи за предоставление или обслуживание займа, существующие у ряда коммерческих банков, а также требования по наличию расчетного счета в каком-либо конкретном банке, займ перечисляется на существующий счет. Регламентирован и срок рассмотрения заявки на предоставление займа – не более 7 рабочих дней для любых категорий заемщиков, видов использования средств займа, залогового обеспечения займа.

В Оренбургской области функционируют 3 некоммерческие организации, включенные в государственный реестр микрофинансовых организаций и предоставляющих микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства:

- Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства;

- Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области;

- Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Город Новотроицк»

Всего за 2012-2014 годы на реализацию программы по микрофинансированию было выделено из средств областного и федерального бюджета – 130,8  млн. руб. (ГФ – 28,1 млн. руб., ООФПМП - 90,5 млн. руб., ФПМСП МО г. Новотроицк – 12,2 млн. руб.).

За тот же период указанными микрофинансовыми организациями предоставлено 517 микрозаймов  СМСП на общую сумму 350,0 млн. руб., что позволило создать 890 рабочих мест и сохранить 4 903 рабочих места.

Изменился и средний размер займа, если в 2012 году он составлял 569 тыс. рублей, то в 2014 году – 709 тыс. рублей на одного заемщика.

В 2013-2014 гг. в рамках расширения реализации программы микрофинансирования в муниципальных образованиях области, участники программы заключили трехсторонние соглашения о сотрудничестве. На сегодняшний момент соглашения подписаны со всеми главами муниципальных образований.

Дополнительно  Областной фонд поддержки заключил соглашение с ОАО «Сбербанк России», что дает возможность субъектам малого и среднего предпринимательства подать заявку на получение микрозайма в каждом муниципальном образовании, не приезжая в областной центр.

- По итогам проведенной работы, можно сделать вывод о том, что данная форма поддержки востребована СМП, в том числе по причине простоты и скорости принятия решения. Начинающие предприниматели могут воспользоваться данной мерой не имея кредитной истории, приобретают навыки бизнес-планирования и оценки рисков, опыт работы с кредиторами и страховыми компаниями, - заключила Наталья Струнцова.

В ходе обсуждения, участники совещания предложили увеличить микрозаймы до 3 млн. рублей, а срок возврата до 3 лет.

По итогам совещания было принято совместное решение. В нем, в частности рекомендуется:

Правительству Оренбургской области:

- ускорить внедрение межведомственного взаимодействия при прохождении разрешительных процедур (изучить опыт Москвы по созданию базового регистра информации);

- рассмотреть возможность создания единого электронного портала государственных услуг в сфере строительства, где можно будет вносить в онлайн режиме изменения в проект на этапах согласования проекта;

- инициировать создание интерактивной карты, которая содержит информацию по инвестиционным площадкам, крупным объектам, транспортной и инженерной инфраструктуре.

Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства:

- ускорить разработку и принятие единого регламента оформления разрешения на строительство и технологическое присоединение, составить схему проведения процедур согласований при оформлении разрешения на строительство и технологическое присоединение с перечнями требуемых документов, установленных сроков и размерами платежей и опубликовать их в свободном доступе;

- разработать план мероприятий по сокращению процедур оформления разрешений на строительство с указанием ответственных и сроков исполнения;

- открыть «горячую линию», по которой можно оперативно получить консультации и разъяснения о порядке предоставления государственных услуг и услуг «естественных монополий», а также сообщать о нарушениях и подавать жалобы на действия должностных лиц.

Руководителям муниципальных образований:

- сформировать актуальные топографические планы (проекты планировок территорий) с информацией об охранных и защитных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, установленных ограничениях прав и т.д. и разместить их в свободном доступе;

- сформировать и проводить на регулярной основе технические советы по оформлению разрешений на строительство с участием заказчиков.

Торгово-промышленной палате:

-провести обучающие семинары с застройщиками по оформлению разрешительной документации и согласований.

Поставщикам ресурсов:

- создать межведомственную рабочую группу и на регулярной основе проводить технические совещания по вопросам технологического присоединения с участием представителей застройщиков;

- разработать интерактивную карту с указанием центров питания и свободной, для технологического присоединения, мощностью и разместить ее в открытом доступе вместе с полной информацией о порядке технологического присоединения, включая шаблоны документов (реализованные мероприятия ОАО «МРСК Урала»).

 

16.12.2014

версия для печати