Официальная хроника 

Михаил Бабич: «Профессиональное образование должно развиваться в тесном взаимодействии с бизнесом и реальным сектором экономики в целом»

Сегодня в Оренбурге под председательством полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича состоялось заседание Совета округа. На нем главы регионов обсудили вопросы развития системы среднего профессионального образования в субъектах Федерации, расположенных на территории ПФО.

Открывая заседание Совета, Михаил Бабич поздравил глав 6-ти регионов с убедительной победой на выборах (почти у всех губернаторов порядка 80 процентов набранных голосов при достаточно высокой явке).  Такие итоги говорят о высоком рейтинге Президента России и доверии народа.

Полпред сказал, что Приволжье является высокоразвитым промышленным округом, в котором сегодня сосредоточено 25% всего промышленного производства России, и, конечно, для регионов ПФО тема профессионального образования, подготовки работников со специальным образованием важна как ни для кого другого.

Михаил Бабич назвал ряд проблем, которые необходимо обсудить в ходе Совета. Одна из них связана с подготовкой специалистов рабочих специальностей. По словам Михаила Бабича, сегодня ощущается острая нехватка мастеров по транспортным средствам, электронной и радиотехники, связи, авиационной и ракетно-космической технике, токарей, сварщиков, фрезеровщиков – специалистов, которые необходимы с учетом развития промышленности и большого объема задач по импортозамещению.

В числе приоритетных полномочный представитель Президента РФ в ПФО назвал также проблемы старения педагогических кадров; участия самих субъектов промышленности в образовательном процессе.

Актуальной Михаил Бабич назвал тему оптимизации и повышения эффективности системы высшего образования.

- Здесь нам необходимо энергичнее действовать с Министерством образования РФ, заканчивать с «однодневными» вузами, которые готовят непонятно кого и штампуют дипломы, но затягивают туда молодежь и создают ненужную иллюзию, которую потом невозможно обеспечить ни рабочими местами, ни зарплатой, ни другими социальными благами. Чем быстрее мы эту работу проведем, тем больше будет возможностей обеспечивать молодежь нормальной современной профессией на предприятиях, которые сегодня модернизируются, где не должно быть неквалифицированных условий труда, где есть все условия для того, чтобы достойно обеспечить себя и свою семью, иметь возможность профессионально совершенствоваться, - сказал полпред Президента РФ в ПФО.

С основным докладом на Совете выступил Губернатор Оренбургской области Юрий Берг.

В своем выступлении глава Оренбуржья коснулся трех основных задач в сфере среднего профессионального образования, которые отражены в «майских» указах Президента Российской Федерации. Это рост средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения, которая к 2018 году должна сравняться со средней по экономике регионов ПФО; принятие комплексных мер для обеспечения доступности профессионального образования; формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Юрий Берг привел данные, характеризующие состояние профтехобразования на территории ПФО. На территории Приволжского федерального округа расположено 829 профессиональных образовательных организаций. Ими реализуется 120 направлений подготовки по рабочим профессиям и более 140 – по программам подготовки специалистов.

В системе СПО получают образование 540 тысяч человек, или около 2 процентов от численности населения нашего округа. Наибольшее количество обучающихся в Башкортостане – 85 тысяч человек.

- И вся образовательная махина, разумеется, имеет общие характерные проблемы, - подчеркнул оренбургский Губернатор.

В числе таких проблем он назвал  сохранение тенденции к снижению количества обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров – рабочую профессию получают меньше трети студентов.

Остается проблемным, по мнению Юрия Берга, и процесс открытия новых профессий и специальностей.Установление контрольных цифр приема на бюджетные места осуществляется только по аккредитованным профессиональным образовательным программам в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Иными словами, аккредитация новых профессий и специальностей возможна лишь тогда, когда курс, набранный на коммерческой основе, будет выпущен.

Третьей проблемой Губернатор считает отсутствие баланса между числом выпускников профобразования и потребностями экономики в кадрах.Так, например, по направлениям подготовки «Архитектура и строительство» потребность рынка труда превышает количество выпускников в три раза. По профилю «Сельское хозяйство» – более чем в два раза. Эти профессии и специалисты явно в большом дефиците.

Но есть и обратные примеры, когда потребность экономики меньше, чем количество выпускников. По направлениям «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых», «Информатика и вычислительная техника» выпускается в полтора (1,5) раза больше специалистов, чем требует экономика. Причины популярности данных направлений – более высокие доходы и социальные преференции в отраслях.

И это, по словам Юрия Берга, забота региональных властей, которые должны более детально подходить к прогнозированию потребности в кадрах - с учетом перспективы развития отраслей, сокращения численности штатов, проведения работы по замещению иностранной рабочей силы.

Отдельно Юрий Берг остановился на вопросах финансирования и оснащения учебных заведений. Общий объем средств, направленных на улучшение содержания образовательных учреждений, на 2013 год составил почти 35 млрд. рублей. Из них 84% – средства бюджета, 16% – внебюджетные источники. Причем в Приволжском округе затраты на профобразование составляют почти 3 процента расходов консолидированного бюджета ПФО. Это один из самых высоких показателей в России.

За последние три года расходы на одного обучающегося в ПФО выросли на 11 процентов и в среднем составляют 67 тысяч рублей.

В округе достаточно планомерно развивается ресурсное обеспечение организаций среднего профессионального образования.

Глава Оренбуржья отметил, что существенную роль в качественной подготовке специалистов играет обновление учебно-материальной базы. Доля учебных площадей, оснащенных современным оборудованием, в среднем по округу составляет 63%. В тройке лидеров по этому показателю – Пермский край, Башкортостан и Нижегородская область (процент оснащения – от 73 до 93). Замыкают этот список Мордовия и Чувашия, где переоборудовано около 40 процентов площадей.

В Округе есть серьезные проблемы по обеспечению студентов местами в общежитиях. Так, в Ульяновской области это только 71 процент от потребности, в Удмуртии – 58 процентов, в Пермском крае – 78 процентов от потребности.

По всем образовательным организациям отмечается высокий процент зданий, требующих капитального ремонта или находящихся в аварийном состоянии. Наибольшая изношенность объектов – в Чувашии (62 процента) и Кировской области (почти половина фонда).

- В этой связи считаю, что в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 необходимо внести изменения, предусматривающие финансирование мероприятий по модернизации учебно-материальной базы системы СПО за счет средств федерального бюджета, - сказал Юрий Берг.

Для большей части учебных заведений изменить ситуацию, по мнению оренбургского Губернатора, может социальное партнерство. Одной из форм их сотрудничества с предприятиями и организациями стали многофункциональные центры прикладных квалификаций. В настоящее время функционирует уже около 150 таких структур. Наиболее интенсивно данная работа ведется в Пензенской и Самарской областях, Республиках Чувашия, Марий Эл.

Сегодня в регионах почти 93% государственного задания на подготовку кадров обеспечено договорами с предприятиями, предусматривающих частичное возмещение затрат на обучение. Работодатели предоставляют материально-техническую базу, сырье, материалы, помогают в оснащении учебных кабинетов и лабораторий. Учащиеся получают практические навыки профессии в условиях производства. Доля студентов организаций СПО, обучающихся на данной основе, по округу составляет 90 процентов.

- Поэтому в целях интеграции образовательной и производственной деятельности необходимо усилить механизм межведомственного взаимодействия с обязательным привлечением региональных министерств экономического развития и отделений Российского Союза промышленников и предпринимателей, - предложил Юрий Берг. Он также считает, что сейчас самое время и на федеральном уровне принять документы, стимулирующие участие работодателей и бизнес-структур в софинансировании профессиональных образовательных организаций.

На региональном уровне в качестве перспективной и достаточно новой формы взаимодействия государства и бизнеса выступающий назвал образовательные кластеры.

В Республике Башкортостан, Пензенской, Нижегородской областях, Пермском крае сформированы производственно-образовательные кластеры, в создании которых активное участие принимают отраслевые министерства.

Объединение предприятий и образовательных организаций по отраслевому принципу позволяет наиболее эффективно интегрировать учебно-материальный и кадровый потенциал в реальный сектор экономики, считает Юрий Берг.

Отдельно он остановился на кадровом вопросе в профобразовании.

В настоящее время в колледжах и техникумах округа работают более 34 тысяч преподавателей и мастеров производственного обучения. Среди них доля педагогов, имеющих профильное профессиональное образование, в среднем составляет 93,5 процента.

Лучшими показателями кадрового обеспечения отличаются Чувашия, Самарская и Саратовская области – 100 процентов, самый низкий показатель в Нижегородской области – 77 процентов.

Квалификационные характеристики педагогических работников являются показателями качества системы образования. В среднем по округу первую и высшую квалификационную категории имеют 67 процентов преподавательского состава СПО. В то же время отмечается низкий уровень привлечения педагогов, имеющих ученые звания или степени. Таких в системе меньше 3-х процентов. Бесспорными лидерами в этом направлении являются Татарстан, Саратовская и Оренбургская области, где около 5% преподавателей системы СПО имеют звания кандидатов и докторов наук.

Не менее важной проблемой кадрового обеспечения профессионального образования является старение педагогических кадров. В настоящее время доля педагогов пенсионного возраста в СПО увеличилась до 24 процентов. В то же время возрастная категория до 30 лет составляет всего 13 процентов. Между тем, порог воспроизводства кадров – это 35 процентов молодых специалистов от общего количества работников.

- Если сегодня не взяться за проблему обновления педагогического состава, то через несколько лет в системе профобразования некому будет работать. Поэтому вопрос социальной поддержки молодых педагогов является актуальным для всех регионов ПФО. Необходима долгосрочная программа работы с молодыми кадрами и социальные преференции, - сказал глава региона.

Качество работы преподавателей призваны повысить новые финансово-экономические механизмы – такие, как эффективный контракт. В настоящее время в округе по эффективному контракту работают 90 процентов руководителей и 54 процента педагогов профобразования. С руководителями учреждений этот вопрос в целом давно решен, а вот процесс перевода педагогов на эффективный контракт пока в стадии реализации. Полностью завершили эту работу Республики Башкортостан, Татарстан, Саратовская и Оренбургская области.

- Напомню, что введение эффективного контракта, прежде всего, подразумевает повышение качества управления и педагогической деятельности. Для системы СПО это имеет особую важность. Так же, как и рост заработной платы, - сказал Губернатор.

За январь-март 2014 года средняя зарплата работников СПО по округу составила 23 998 рублей, при средней зарплате по экономике – 23 691 рубль.

Согласно майскому указу Президента и разработанной на его основе «дорожной карте» отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения СПО к среднемесячной зарплате в регионе в 2014 году должно составлять 80 процентов. В целом по округу это соотношение составляет 101,3 процента, что на 21,3 процента опережает заданные на 2014 год показатели федеральной «дорожной карты».

По итогам 1 квартала 2014 года эта задача выполнена во всех регионах округа.

Говоря о выполнении задач Президента России, Юрий Берг отметил, что в настоящее время особенно остро стоит проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. По статистике, к данной категории относится каждый двадцатый учащийся ссуза. Всего таких студентов около 27 тысяч человек.

В Приволжском федеральном округе удельный вес числа организаций СПО, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц данной категории, составляет 12 процентов.  Это крайне мало.

- Получение профессии инвалидами, обеспечение для них равных возможностей – системная задача, и ее успешное решение требует социальной сплоченности государственных, общественных структур, коммерческих организаций, работодателей, - сказал Юрий Берг.

В заключение, Юрий Берг внести в проект протокольного решения Совета предложения по совершенствованию законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы сферы среднего профессионального образования, и принять проект в целом.

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов в своем выступлении обозначил ключевые направления государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров:

- обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики;

- консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы;

- создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в  приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации   обучающихся.

Александр Климов проинформировал собравшихся о том, что Государственной Думой уже принят в двух чтениях закон, согласно которому учащихся средних профессиональных учебных заведений не будут призывать на службу в армию до окончания срока обучения. Действовать это закон начнет с 2017 года.

После заседания, отвечая на вопросы журналистов, Михаил Бабич отметил, что в сфере подготовки рабочих кадров за последние годы в регионах ПФО удалось немало сделать. Однако сегодня нужно говорить о том, чтобы как можно активнее привлекать к этому промпредприятия, бизнес. Тогда, по словам полпреда, предприятия будут готовить такие кадры, какие нужны именно ему и на том оборудовании, на котором впоследствии выпускник будет работать постоянно.

В свою очередь Юрий Берг обозначил проблему профориентации как одну из важнейших.  Будущие рабочие кадры, по его мнению, нужно готовить уже со школьной скамьи. Необходимо нацеливать выпускников школ на получение средне-специального образования по тем специальностям, которые сегодня востребованы на рынке труда и которые гарантируют выпускнику рабочее место и достойную заработную плату.

 

26.09.2014

версия для печати