Выступление на заседании Законодательного Собрания по бюджету Оренбургской области на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов

Дата: 06.11.2012
Место: Колонный зал Дома Советов

Уважаемые депутаты!

Большая совместная работа позади и сегодня мы принимаем бюджет Оренбургской области на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. О том, в каких напряженных условиях он формировался, никому из здесь присутствующих рассказывать не надо. Все параметры бюджета неоднократно обсуждались на фракциях и в комитетах, на публичных слушаниях и в СМИ. Был очень внимательный профессиональный разговор, каждый из этапов которого сопровождался жесткими спорами и, как результат, внесением дополнений в проект главного финансового документа области. Это лишний раз подчеркивает коллегиальность и полную открытость нашей работы.

Документ разработан с учетом тех целей, которые обозначил Президент России в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании и в четком соответствии со стратегическими направлениями развития Оренбургской области.

В бюджете на три года получил развитие курс на реализацию инициатив участников движения «Народный фронт» в рамках формирования народного бюджета. Эти инициативы не были забыты, они нашли свое продолжение в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая текущего года о приоритетах социально-экономического, политического, административного и демографического развития государства.

В результате сложился бюджет, который определил основные направления бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Я бы хотел акцентировать ваше внимание на главных приоритетах этой политики.
Во-первых, это окончательный переход к программно-целевому принципу организации работы органов исполнительной власти и, соответственно, составлению программных бюджетов. Все вы знаете, что такой подход – это на сегодняшний день наиболее оптимальная и эффективная форма организации бюджетного процесса. Кроме того, программирование расходов – один из основных критериев оценки качества государственных расходов. И мы уже добились в этом вопросе убедительных успехов. Буквально в октябре пришло сообщение, что в рейтинге федерального Минфина Оренбургская область – второй регион в Российской Федерации по эффективности расходования бюджетных средств. Но это, разумеется, не повод останавливаться на достигнутом. Полный переход бюджета на программно-целевое планирование – это наша общая задача на самый ближайший период.

Второй по порядку, но не по значимости вектор нашей совместной деятельности – это улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития области, ее инвестиционного прорыва. Весь тот важнейший комплекс вопросов, который обеспечит каждому человеку достойный уровень жизни в Оренбургской области. Я бы назвал эту задачу ключевой, потому что будущее региона во многом зависит от того, насколько он окажется для наших граждан привлекательным с точки зрения выбора места для жизни и работы, для воспитания детей.
И третье - это, конечно, организация обратной связи в вопросах расходования бюджетных средств. Что это значит?

Думаю, вы со мной согласитесь, что сегодня необходимо четкое понимание того, какой отдачи от использования государственных расходов мы ожидаем и как намерены эту отдачу повышать. Например, за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых услуг. Сегодня государство имеет реальные шансы доказать, что умеет быть эффективным собственником. Причем не за счет жесткой экономии и урезания социальных расходов, а путем действительно рационального распределения имеющихся в его распоряжении ресурсов. Это современно и вполне осуществимо при грамотном подходе к бюджетному планированию.

Коллеги! Чтобы не перегружать цифрами, которых сегодня будет в процессе обсуждения бюджета, назову лишь основные параметры главного финансового документа. Итак, областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов по доходам был сформирован в объемах 59,6 миллиарда рублей, а также 62,5 и 67,3 миллиарда рублей по годам, соответственно. 
Расходы областного бюджета предусматриваются на 2013 год в сумме 67,6 миллиарда рублей, на 2014 год – 71,1 миллиарда и на 2015 год – 76,6 миллиарда рублей. 

Масштаб и разноплановость стоящих перед Оренбургской областью социально-экономических задач не позволили сформировать бездефицитный бюджет. И хотя его размеры вписываются в рамки разрешенного Бюджетным кодексом, все-таки это предельный дефицит. В 2013 году он равен 7,9 миллиарда рублей, в 2014 году – 8,6 миллиарда, в 2015 году – 9,3 миллиарда рублей.

Но обращаю внимание – мы не считаем этот дефицит константой, и будем целенаправленно работать над его сокращением, создавая новые источники доходов и привлекая дополнительные средства в консолидированный бюджет области. И расходовать эти средства намерены, концентрируясь на уже обозначенных приоритетах, исполняя, в первую очередь, обязательства по оплате социальных гарантий и выплате заработной платы бюджетникам. Это полностью отвечает стержневому принципу региональной политики: самые надежные инвестиции - это инвестиции в человека, и позволяет исполнить требования Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, среди которых - увеличение фонда оплаты труда учителей, воспитателей детских садов, педагогов начального и среднего профобразования, социальных работников и работников сферы культуры, дошкольного образования, младшего и среднего медицинского персонала больниц и поликлиник. Средняя зарплата этих категорий бюджетников должна соответствовать средней по экономике региона. А у отдельных категорий, таких как педагоги областных вузов, врачи, доход должен вырасти до 200 процентов средней зарплаты по экономике региона к 2018 году. Задачи архисложные, но выполнимые. Они еще раз доказывают, что проект областного бюджета по-прежнему имеет ярко выраженную социальную направленность. На решение социальных задач из областного бюджета планируется направить в 2013 году 43,1 миллиарда рублей, в 2014 году – 44,2, а в 2015 году – 47,8 миллиарда рублей. Это без малого 65 процентов от общего объема бюджетных расходов.

Из этих средств расходы на образование в 2013 году составят 14,2 миллиарда рублей. В последующие два году чуть меньше - 13,6 и 13,9 миллиарда рублей соответственно. Продолжится внедрение инноваций, стимулирующих выплат педагогам в целом учреждениям, реконструкция школ и строительство детсадов, многое другое.
Другим стратегическим направлением социальной сферы являются расходы на здравоохранение, общий объем которых в областном бюджете на 2013 год прогнозируется в сумме 12,4 миллиарда рублей. Бюджетные ассигнования и средства фонда ОМС будут потрачены на повышение зарплаты медицинских работников, ремонт и переоснащение учреждений, поддержку сельской медицины, оказание адресной медицинской помощи льготникам. Не менее солидный объем бюджетных средств предусмотрен и на решение вопросов социальной политики: на 2013 год это 14,4 миллиарда рублей. Основная цель расходов – укрепление демографии. Это целый комплекс мер – поддержка многодетных семей, выплата региональных пособий льготникам, оказание им юридической помощи, обеспечение доступности социальных учреждений, их ремонты и реконструкция.

Немало в сфере региональной социальной политики и нововведений. К примеру, с нового года при рождении третьего ребенка будет выплачиваться ежемесячное пособие в размере МРОТ – это более 5 тысяч рублей. Расходы в сфере культуры и спорта также будет нацелены на поддержание уровня обеспеченности и доступности соответствующих учреждений.

Коллеги! Выполняя свои первостепенные обязательства – обеспечение социальных расходов бюджета – Правительство Оренбургской области активно содействует развитию экономики и привлечению в бюджет новых источников доходов. Общий объем расходов из областного бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2013–2015 годах прогнозируется в суммах 11,9 миллиардов рублей, а затем 12,6 и 11,9 миллиарда за два последующих года. Эти средства будут содействовать развитию сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, отдельных отраслей промышленности, реализации новых инвестиционных и инфраструктурных проектов. Кроме того, продолжится масштабное финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства. Дорожный фонд в 2013 году объединит более 6,6 миллиарда рублей, на следующий год – 7,1 миллиарда и 6,8 – в 2015 году. Это ремонт и строительство не только региональных, но и муниципальных и межмуниципальных дорог.

Хотел бы обратить внимание, что региональный бюджет ориентирован не только на выполнение собственных обязательств, но и год от года наращивает расходы на поддержку муниципалитетов. Для решения вопросов местного значения объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2013 году по сравнению с текущим годом увеличивается на сумму более 1 миллиард рублей и превысит 3 миллиарда. Общий объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в 2013 году составит 6,3 млрд. рублей, что почти на полтора миллиарда рублей больше, чем передано им в текущем году.

Уважаемые депутаты, обязательства трехлетнего бюджета – это серьезная ответственность. Правительство области понимает, насколько сложным будет его исполнение с учетом предельного дефицита бюджета. Тем не менее, будем всячески содействовать развитию региональной экономики, использовать имеющиеся резервы бюджета максимально эффективно и, конечно, рассчитываем на конструктивное содействие областного парламента, качественную нормотворческую деятельность. Спасибо за внимание!

версия для печати

выступления, интервью

архив



Правительство Оренбургской области
460015, г. Оренбург, Дом Советов
факс: (3532) 77-38-02
e-mail: office@gov.orb.ru
Редакция портала
Задать вопрос администратору: pressa@mail.orb.ru (пресс-служба)
Открыт в июле 2009 года
Разработчик портала ЗАО "Центр открытых систем и высоких технологий"
(г. Москва)