Казахи

Казахи — коренное население Казахстана. На территории Оренбургской области казахи компактно проживают в Домбаровском, Ясненском и других районах Восточного Оренбуржья. Самоназвание — казах, ранее их называли киргизами, киргиз-кайсаками. Говорят на казахском языке тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие казахи — мусульмане-сунниты.

В.И. Даль, служивший в Оренбурге, рисуя облик кайсачки, писал: "...свежее, дикое, яркое и смуглое лицо, в котором брови, ресницы, очи, губы и подборные, скатного жемчуга зубы украсили бы любую из московских и питерских красавиц". Ранними предками казахов называют ираноязычных саков, усуней, живших на территории нынешнего Казахстана и Средней Азии еще до нашей эры, а также аланов первых веков нашей эры и другие племена.

В начале XVI в. образовалось Казахское ханство. В его рамках и завершилось формирование казахской народности, каждая группа которой имела свои особенности этнической истории. В начале XVIII в. казахи были разделены на три Орды: Младший Жуз, Средний Жуз и Старший Жуз. Разорительные набеги джунгар вынудили хана Младшей Орды Абулхаира в 1730 г. обратиться к русскому правительству с просьбой о принятии киргизов в подданство России. В 1731 г. эта просьба была удовлетворена. После строительства Оренбургских крепостных линий и учреждения в 1744 г. Оренбургской губернии этногенез казахов проходил под влиянием русских культурных традиций.

Основным видом жилища казахов в XVIII — начале XIX в. была юрта (кии зуй). По устройству она близка к юртам народов Средней Азии и отличалась только некоторыми деталями. Состоит из деревянного остова и войлочного покрова. Основой стен служит решетка из тальника. Число звеньев решетки определяют размеры юрты: большая имеет их до 8-10, маленькая состоит из 4-5. Между двумя из них привязывают дверную раму с двустворчатой деревянной дверью. Купольную часть юрты образуют обод, связанный из двух гнутых березовых стволов, и жерди, сделанные из тала и выгнутые в нижней части. Жерди вставляют в отверстия обода, а внизу привязывают к верхним развилкам деревянной решетки.

Посреди юрты — место для очага. Весь пол, за исключением очага и небольшой площадки у двери, застилали войлоками. Напротив двери, за очагом около стены находился жюк — сложенные один на другой сундуки, войлочные чехлы и тюки с домашними вещами, запасные войлоки. Место перед жюком считалось самым почетным в юрте. Часть юрты справа от входа считалась женской половиной. Ближе к входу держали хозяйственные припасы и посуду, мешок для кумыса, шкафчик для самых ценных продуктов. Обычно эту часть отделяли ширмой. Далее находилось место хозяина и хозяйки дома. Здесь на ночь устраивали постель из войлоков, одеял и подушек, которую днем убирали на жюк; нередко тут стояла деревянная кровать, которая к концу XIX — началу XX в. получила уже довольно широкое распространение. Налево от входа было место младших членов семьи. Слева от двери вешали сбрую, клали седло, охотники помещали здесь беркута или сокола. В холода сюда заводили больных и слабых животных.

При перекочевках юрту разбирали на составные части. Вся работа по разборке юрты, погрузке ее и всей утвари была женским делом, так же как и установка юрты в новом месте. На сборку юрты уходил один час. Первоначальной формой оседлого жилища казахов в южной части Оренбургской губернии было оригинальное юртообразное сооружение шошала, или то-шала, хорошо известное у народов Западной Сибири. Оно имело цилиндрическую форму и коническую кровлю. Стены складывались из дерна, плетня, дерева, камыша. Наверху делали круглое или квадратное дымовое отверстие в деревянной раме, которую изнутри поддерживали три-четыре столба. От рамы к стенам шли жерди, кровлю засыпали землей или обкладывали дерном. Полы преобладали земляные, только в богатых домах настилали деревянные полы. В домашних промыслах существовало разделение труда. Переработка шерсти и изготовление из нее различных изделий целиком лежали на женщине. Обрабатывать кожи и шкуры могли как женщины, так и мужчины. Изделия из металла и дерева изготовляли исключительно мужчины.

Преобладающим видом сырья в хозяйстве скотовода была шерсть овец и верблюдов. Основная масса овечьей шерсти шла на изготовление войлоков, имевших в домашнем быту широкое применение. Из шерсти овец и верблюдов пряли нитки, из которых затем ткали армянину на простейшем станке. Казахи использовали молоко всех домашних животных. Характерным для кочевого быта было то, что молоко не употребляли в свежем виде. Овечье и коровье молоко сразу же кипятили и заквашивали. Кислое молоко (катык, айран) служило основной пищей летом. Из сливок (каймак) сбивали масло (сэры май), сохраняя его до зимы в сосуде из бычьего желудка. На зиму заготавливали также кислый сыр (курт). Для приготовления сладкого сыра (иримшик) заквашивали молоко специальной закваской. Излюбленным напитком казахов и поныне является кумыс из заквашенного кобыльего молока. В западных и южных районах, где разводят верблюдов, приготовляют верблюжий кумыс (шубат). Кроме молочных напитков, с середины XIX в. стал распространен чай. Его пили со сливками или с молоком. В земледельческих районах из пшеницы, проса или риса готовили напиток, напоминающий брагу (боза). Из пшеничной муки пекут пресные лепешки (нан) на стенах раскаленного котла или прямо в золе. Жарят в масле или бараньем сале небольшие кусочки пресного теста (бауырсак, кыйыкша нан). На севере, в местах соприкосновения с русскими, казахи научились выпекать хлеб из кислого теста. Из муки пекут также лепешки, напоминающие блины (жука нан), и оладьи.

Мясо вялили, позднее стали солить. Изготовляли одно из любимых блюд казахов — копченую конскую колбасу (казы), ее делали из жирного мяса, которым начиняли кишки. Лакомым блюдом было вареное мясо (ет) без приправ. В конце XIX — начале XX в. в мясо стали добавлять куски раскатанного теста (кулшетай). Для приготовления другого блюда — бешбармак — баранье мясо варят. Вынув его, в котел опускают полоски тонко раскатанного теста. После того как тесто готово, его вынимают и накладывают в деревянное блюдо. Сюда же крошат вареное мясо, добавляют бульон и, размешав, подают. Из легких, печени, сердца приготовляют жаркое (куырдак) на бараньем сале. Среди казахов издавна были широко распространены массовые развлечения и спортивные состязания. Как правило, они приурочивались к свадьбам, рождению ребенка, Новому году (наурыз, год у казахов начинался 21 марта). Большая часть развлечений и игр была связана с конным спортом. Наиболее популярными были скачки (байга). Существовало две разновидности — на выносливость (до 100 км) и на скорость (5-10 км). Большое число зрителей привлекало единоборство двух всадников, которые пытались сбросить друг друга с седла. Другой вид верховой борьбы — кокпар. Участники стремились вырвать друг у друга тушу козленка и доставить ее судьям. Большим почетом пользовались силачи (палуан), состязавшиеся в борьбе (курес).

Оренбург – первая столица Казахстана (Киргизской АССР) – с 1920 по 1925 гг. С Оренбуржьем тесно связана творческая деятельность известных казахских поэтов, писателей, публицистов, просветителей, музыкантов и государственных деятелей. Среди них – Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Жыенгали Талапбирганов, Беимбет Майлин, Сабит Муканов, Ахмет Байтурсынов, Ибрай Алтынсарин, Маймбет Майлин, Сакен Сейфуллин, Миржакып Дулатов, Абдрахман Айсарин, Таир Жароков, Алиби Джангильдин и др.

Многие сохранившиеся до наших дней здания областного центра являются свидетелями важных событий в истории казахского народа. На многих из них установлены памятные доски. Так, в учебном корпусе Оренбургского института искусств им. Л.и М. Ростроповичей (ранее Дом учителя) в октябре 1920 г. состоялся 1-й Учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР. В доме по адресу Советская 2, что на набережной р.Урал, располагается здание, в котором в период с 1920 по 1925 гг. размещался ЦИК и Совнарком Киргизской (Казахской) АССР. Именами известных деятелей казахской культуры и политических деятелей названы многие улицы города Оренбурга, например, ул. Джангильдина, ул. Алтынсарина. Статистика. Расселение.

По численности населения казахи занимают третье место и составляют 6,0 % от общей численности населения области.

В целях этнокультурного развития казахского населения Оренбуржья в области созданы и действуют 12 национально-культурных общественных объединений, среди них 4 организации - в форме национально-культурной автономии. Объединяет казахские объединения области созданная в 1999 г. Ассоциация казахов Оренбуржья. Казахские общественные организации действуют в Оренбурге, Акбулакском, Домбаровском, Новоорском, Беляевском, Адамовском районах.

Казахский язык преподается в 39 образовательных учреждениях области с общим охватом учащихся – 1011 человек.

Образовательные учреждения с преподаванием казахского языка расположены в 11 городах и районах области: г. Орске, Адамовском, Акбулакском, Асекеевском, Беляевском, Домбаровском, Новоорском, Оренбургском, Светлинском, Соль-Илецком и Ясненском районах.

Этнокультурное развитие казахов в Оренбуржье:

  • в Домах культуры области работают 38 казахских фольклорных творческих коллективов;
  • при поддержке Правительства Оренбургской области издается областная казахская газета «Айкап» («Зеркало»);
  • ежегодно в местах компактного проживания казахского населения проводятся праздники и фестивали национальной культуры, Наурызы. Активное участие в праздничных мероприятиях принимают гости из приграничных районов Республики Казахстан: Актюбинской, Западно-Казахстанской и Кустанайской областей;
  • целый ряд совместных мероприятий был проведен рамках Года Казахстана в России (2003 г.) и Года России в Казахстане (2004 г.), а также Года А.С. Пушкина в Казахстане и Года Абая в России (2006 г.)
  • в области проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению истории, культуры и быта казахов Оренбуржья, по итогам которых изданы сборники, среди них «Казахи Южного Урала: история и современность» (1996 г.), «Казахи Оренбуржья: история и современность» (2005 г.), «Вместе на одной земле. Этническая история и культура казахов Оренбуржья» (2006г.).

версия для печати